Новости Осташкова

Династия художников. Часть 1

Династия художников. Часть 1
Не случайно 2008 год объявлен годом семьи. Потому что сила государства в семье. Чем она крепче, тем полноценнее во всех отношениях будет наше сообщество.

А какими были семьи на Руси раньше? Что можно почерпнуть в них хорошего для дня сегодняшнего?

Мы решили открыть в газете рубрику «Семейные династии». Чем они жили? Как выстраивали свои отношения? Каких высот добивались в общественной деятельности?

А начать решили с хорошо известной осташам династии Колокольниковых-Ворониных.
Но и все желающие могут поделиться в газете своими воспоминаниями.

* * *

Внутренним благородством наполнено ее лицо. И присутствуя на заседании городского клуба краеведов, где она выступала, я не удержался, чтобы не нажать на спуск фотоаппарата.

Что я знаю об Эвелине Николаевне Камшириной? Только то, что она человек высокой культуры и порядочности. А еще – что она из известнейшего не только в Осташкове, но и далеко за его пределами рода художников Колокольниковых. Где только ни встретишь о них в краеведческой литературе добрых воспоминаний, и в тверской, и даже в столичной. Этот род прославился еще и педагогами.

Вот об этом всем и захотелось разузнать побольше, для чего и отправился я к Эвелине Николаевне на свидание.

Квартира в многоэтажке

Живет она в одной из многоэтажек микрорайона. Нет смысла описывать ее быт, он мало чем отличается от обычной современной осташковской квартиры. Пожалуй, лишь репродукциями картин известных русских и зарубежных художников, да старинными семейными фотографиями, развешанными по стенам. Увидев к ним мое внимание, Эвелина Николаевна достала из стола еще пачку и начала рассказывать о своей богатейшей родословной.

Прежде всего показала мне красочное издание – журнал «Наше наследие»за 1994 год (учредитель – Российский фонд культуры), на обложке которого изображены молодые мужчина и женщина с мальчиком.

- Это Яков Михайлович, мой прапрадед, с женой Степанидой и сыном Александром, - поясняет.

Открываю журнал. Он начинается статьей «Славный город наш Осташков». Тут же рядом другая – «Город художников». Дальше идет рассказ о Ниловой пустыни.

Широко представлен в журнале наш край. Причем все проиллюстрировано отличными цветными фотографиями и репродукциями картин, в частности, полотен Якова Михайловича, посвященных посещению города Александром Первым.

- Шесть картин написал на эту тему Яков Михайлович, рассказывает Эвелина Николаевна. Ведь приезд царя – особая честь для маленького провинциального городка.

- А можете рассказать о всей вашей династии? – прошу ее.
- Да что рассказывать? - отвечает. - У меня все давно записано. Вот, читайте, - протянула мне листки из школьной тетради, исписанные аккуратным почерком.

Действительно, нет смысла выслушивать длинный рассказ – запутаешься в именах и фамилиях. Поэтому привожу врученную мне Эвелиной Николаевной рукопись полностью.


Династия художников

Осташков издавна славился своими художниками.

Основателем нашей династии был Михаил Лукич Воронин (Колокольников), 1710/13 – 1788 гг., известен как иконописец. В 1760-1780 годах он писал иконы в Нило-Столобенскую пустынь.

В 1748 году Михаил Лукич с братьями (наиболее известен был Мина Колокольников, живший с 1725 года в Петербурге) посылаются в помощь итальянскому художнику Перзинотти для написания плафонов в Новом Летнем дворце в Петербурге, для исполнения декораций в придворном театре.

Михаил Лукич в основном жил в Осташкове. Род же нас происходит из села Кравотынь, где родились братья Колокольниковы, числившиеся крепостными крестьянами Пафнутьево-Боровского монастыря.

В 1725 году Мина Колокольников уже указывался как житель Осташковской слободы.

Видную роль в художественной жизни Осташкова в первой половине ХIХ века играл сын Михаила Лукича Яков Михайлович (1782-1845 гг.), писавший портреты, исторические картины, образы для осташковских церквей.

Яков Михайлович жил в доме своего отца, о чем в 1814 году в «Обывательской книге» имеются следующие сведения: «Мещанин Яков Михайлович Воронин. Старожил сего города Осташкова, от роду ему 32 года. Холост. Дом имеет одноэтажный, с мезонином… Житие имеет в городе, отлучается по пашпорту и по …его художестве. Художество имеет живописное».

В 1838 году Я.М.Колокольникову-Воронину было присвоено звание свободного неклассного художника живописи исторической.

В 1841 году он был исключен из купечества с детьми «в свободные художники». Академические звания художников давали определенные сословные привелегии.

Яков Михайлович имел трех сыновей, которые также окончили Академию художеств.

Александр Яковлевич (1818-1870 гг.) учился в Академии с 1839 по 1842 годы. Получил аттестат неклассного художника живописи исторической и портретной. В Осташковском музее есть его «Автопортрет» и «Портрет жены А.Ф. Колокольниковой, рожденной Приселковой».

Александром расписана церковь в одной барской усадьбе в Петербургской губернии.

С 1846 по 1856 год Александр Яковлевич преподавал рисование в Осташковском уездном училище. Имел чин губернского секретаря.

С 1848-1867 год он играл на сцене Осташковского театра, вместе с братьями Иваном и Михаилом содействовал устройству театральной труппы, выбору и постановке пьес. Ими была расписана сцена театра перед четвертым актом «Горе от ума». Они занимались росписью церквей в Осташкове и других городах.

После смерти Александра Яковлевича его жена с дочерьми Верой и Валентиной по рекомендации Прасковьи Ивановны Орловой-Савиной уехали в Петербург. В Осташкове остался сын Александра Яковлевича Яков (1859-1932).

Продолжение: Часть 2, Часть 3
06.05.2008
Поделиться