Новости Осташкова

Наше честное кино: уже не диагноз, а приговор

Две притчи о чудовищно всесильном левиафане и обществе равнодушных, в котором всякий честный считается дураком

В рамках газеты мы не часто обсуждаем новинки кино. Но так уж сложилось, и мы этому чрезвычайно рады, что наступивший год в самом своем начале подарил нам две новинки, мимо которых пройти никак нельзя. Речь идет о российских фильмах: «Дурак» Юрия Быкова и «Левиафан» Андрея Звягинцева.

Начать разговор об этих кинокартинах следует с признания, что давно уже никто не осмеливался ТАК громко и ужасающе правдиво заявить о тотальном хаосе и беззаконии, царящих внутри властных структур на местах. Давно так остро не звучала тема взаимоотношений рядового человека из провинции и аппарата управления: когда первый может быть с безжалостной легкостью раздавлен и уничтожен вторым.
В фильме Юрия Быкова жизни 800 человек общежития находятся под угрозой. В любую секунду здание может рухнуть. Судьбы людей оказываются в руках сантехника Дмитрия Никитина. Чтобы предотвратить катастрофу, ему надо достучаться до совести мэра и местных начальников.
Оторванные от еды и разгульного пьянства по случаю юбилея мэра, сытые чиновники садятся за круглый стол. Поступки этих людей, всплывшие во время поисков виноватых (а виноват тут каждый из них), их дошедший до высшей степени цинизм и равнодушие омерзительны любому нормальному человеку. Они давно делят людей на тех, кто достоин жить, и тех, чье существование бессмысленно. К последним собрание относит и жителей общежития.

Режиссер проводит зрителя по коридорам и квартирам его обитателей. Это настоящая галерея кошмаров. Утратившие всякие устремления, полные злобы к окружающим и равнодушия к своей судьбе, они уже не способны о чем-либо думать.

Удивительно, но два контрастных слоя образуют единую систему, скорее напоминающую пищевую цепочку. В нее не вписывается только сантехник Дмитрий, озвучивший главную мысль: «Мы живем как свиньи и дохнем как свиньи, потому что мы друг для друга никто». С молчаливого согласия и всеобщего равнодушия большинства коррумпированная машина власти с легкостью давит любого, кто встал у нее на пути. И эта мысль даже не терапевтический укол правдой, а смертельный диагноз, вынесенный обществу.
Фильм оставляет чувство безысходности и тяжелое понимание, что все попытки побороть систему, бессмысленны: никто их не оценит, а маховик непоколебимой машины с легкостью перемелет кости одинокого в своей борьбе за правду «дурака». Любой спаситель будет распят теми же, кого он так отчаянно пытался спасти. Но вот вопрос: найдутся ли у него последователи? Ответа на него Быков не дает, но мы понимаем, что надежды на это мало.

Не оставляет ее нам и «Левиафан» Звягинцева. В центре его истории — автослесарь Николай Сергеев, живущий в небольшом приморском городе со своей семьей на берегу моря. Коррумпированный мэр Вадим Шелевят пытается отнять у него землю и дом. Николай вызывает из Москвы своего друга адвоката, который должен помочь ему отстоять право на собственность.

И снова главный герой лишается всего: его дом разрушен, жена убита, а сам он приговорен к 15 годам лишения свободы за преступление, которого не совершал. Сюжет фильма является киноинтерпретацией истории библейского персонажа Иова, поданной в условиях современной России. Не вдаваясь глубоко в рассуждения о художественной ценности фильма, она несомненно велика, а работа оператора отмечена всеми без исключения критиками, хочется сразу перейти к тому, чем он примечателен. Чудовищное всесилие монстра здесь представлено единением трех ветвей: опьяненная величием власть в лице коррумпированных чиновников, карающая по ее приказу сила – бандиты, полицейские и суды, а также извращенная для нужд системы духовность – церковные сановники, ставшие покровителями верхушки. Архиерей в фильме без устали повторяет, что «Всякая власть от Бога» и призывает мэра «показать силу». Он уже давно является служителем канцелярии левиафана, а произнесенная им праздничная проповедь об истине полностью противоречит деянием его и избранных представителей паствы. Храм, в котором проходит служба, построен на месте снесенного дома семьи Сергеевых.

Если представить, что так у нас обстоит дело с духовностью, то что вообще можно противопоставить левиафану и откуда взяться в подобном обществе человеку, который бы решился ввязаться в борьбу?
Рискнем назвать эти картины началом новой волны российского кино. Качественного, умного, честного и, главное, не боящегося изображать тех, кто способен дать сдачи. Успех этих фильмов и массовый интерес к ним вселяет оптимизм. Их обязательно нужно посмотреть. В особенности нам – жителям провинции, о которых, в сущности, они сняты. Жаль, что у нас по-прежнему нет возможности сходить на них в кинотеатр.

Андрей РЯБОЧКИН
17.02.2015
Поделиться