Новости Осташкова

Театр учит оставаться Человеком вопреки…

XVI Межрегиональный фестиваль любительского театрального искусства «Театральные встречи на Селигере»


Вот и подошел к концу осенний фестиваль любительских театров. В последние годы обзоры и подведения итогов на страницах газеты начинались с восторгов, вызванных всевозрастающим зрительским интересом к сценическому виду искусства. В этом году результаты положительной тенденции превзошли все мыслимые ожидания. Такого в зале Районного дома культуры еще не бывало!

Начнем, пожалуй, с главных особенностей 16-го фестиваля. Такого ажиотажа и стремления осташей попасть на театральные постановки нельзя было даже представить. На церемонию открытия и спектакль «Дураки» все билеты были проданы почти за неделю. В том есть немалая заслуга коллективов, из года в год показывающих высокий уровень мастерства. Приятно отметить, что большой интерес к событию проявила молодежь, не хуже завсегдатаев обсуждавшая увиденное. Именно зритель – молодой и более опытный, строгий и многое прощающий, стал главной и самой приятной неожиданностью. Кто знает, быть может с такими темпами Осташков вновь вернет себе статус самой культурной провинции.
Теперь несколько, не претендующих на объективность, слов об общем уровне. Обычно одна или две фестивальных постановки дают нечто большее, чем приятное впечатление от талантливо исполненных ролей и хорошо выстроенной режиссуры. Такие спектакли заражают мыслью и оставляют место для дальнейших рассуждений, тем самым повышая интеллектуальный и духовный уровень зрителя. К сожалению, в этом году такого посыла многим не доставало. Не было новых тем, открытий или необычных взглядов на старые проблемы. Впрочем, оценки большей части спектаклей были высокими, а количество удачных актерских работ выше, чем когда бы то ни было. И все же, некоторые сильные режиссеры, от которых всегда ждешь чего-то большего, сработали слабее.
Главной темой фестиваля, проходящей через ряд работ, стало столкновение человека с враждебной средой. Она прозвучала уже в самой первой фестивальной премьере – детской сказке «Лунный принц» образцового театра-студии «Спутник» гимназии №2. Если вывести её из плоскости сказочного, то этот спектакль о том, как, попавшие в нечеловеческие условия герои, под воздействием внешних факторов теряют свой привычный облик. Эта проблема полностью раскрывается в спектакле «Дураки», находит свое отражение в удомельской «Палате бизнес класса» и в дубненской трагикомедии «В ожидании чего-то лучшего…». Еще одна сказка от осташей – «Свинопас» народного театра «Магия» Районного дома культуры – также борется с условностями и разрушает враждебные здравомыслию порядки.
Главные особенности и темы обозначили, можно переходить к разборам, основанным на замечаниях жюри. Новоиспеченных актеров осташковского «Спутника» можно поздравить с первым выходом на большую сцену. Для юных исполнителей это была дебютная работа. Спектакль грамотно выстроен режиссером Марией Тихомировой. Обыгран каждый предмет на сцене. Особенно удачной показалась роль крысы Авдотьи, великолепно исполненная Анастасией Поляковой. Работа коллектива отмечена дипломом третьей степени.
Спектакль «Свинопас» режиссера Людмилы Евсюковой получил диплом за участие в фестивале. И все же его уровень сильно вырос с момента первого показа. Еще заметнее стал исполнитель главной роли Семен Карелин. Отдельную награду за декорации к постановке получил Александр Калинин. Оформление сцены выглядело действительно впечатляюще. Сказка ожила и ждала своих героев, но они, отчего-то, упорно не желали в нее входить: взаимодействовать с этим волшебным миром и друг другом. Декорации остались не обыгранными, и в этом состояла одна из главных претензий жюри к режиссуре.
Короткий кукольный спектакль «Чудеса в решете» образцового театра кукол русской сказки «Жили-были» (режиссер Людмила Косякина) Дома ремесел из Удомли получил диплом за участие. Он внес свой колорит в фестивальную программу, но выстроен был довольно стандартно.
Идею трех историй потерявшихся в жизни, но неспособных на поступок героев спектакля «В ожидании чего-то лучшего» народному театру-студии «Запасной выход» (режиссер Наталья Матюшевская) Дворца культуры «Октябрь» не удалось донести до зрителей. Жюри не увидело единой режиссерской концепции, объединяющей части. Серьезная тема, звучащая в рефлексии персонажей, к сожалению, осталась не раскрытой. А ведь сам материал мог стать той самой благородной почвой для глубоких раздумий и долгих дискуссий. В результате, многие зрители честно признавались, что произошедшее на сцене осталось для них загадкой. Постановке достался диплом третьей степени.
Более успешно прошла еще одна постановка режиссера Людмилы Косякиной – «Палата бизнес класса» народного театра «Дебют» городского Центра досуга «Орфей». Были серьезные замечания к тому, как обозначены поворотные пункты сюжета, запускающие цепь событий и вызывающие внутреннюю перемену в героях. Также, по словам жюри, в работе не было выдержано единство жанра. Зато зритель смог насладиться актерской игрой отдельных исполнителей. Здесь, помимо удачной роли зарвавшегося бизнесмена, можно отметить молодого исполнителя, воплотившего образ Феликса (помощника бизнесмена). Комедия из Удомли получила диплом второй степени.
Критика в отношении воплощения жанровых особенностей была высказана и в адрес спектакля «Ловушка» полюбившегося осташам за последние годы тверского народного театра-студии «Премьер» (режиссер Андрей Коряков). До конца не выдержана интрига детектива. Сомнений в том, что заявившаяся к главному герою женщина не его жена – не возникало. Зритель не мучается догадками: «Мошенники перед нами или же бедолага просто сошел с ума?». И все же, напряжение удавалось сохранить. Прежде всего, за счет отличной игры коллектива. Публика хорошо приняла спектакль, а жюри наградило его дипломом первой степени. Отдельной наградой был отмечен исполнитель роли комиссара Александр Рамзин.
Спектакль-концерт «Письма с фронта» народного театра «Лик» Валдайского Районного дома культуры (режиссер Людмила Исмайлова) произвел сильное впечатление на зал. Да, в отдельных местах постановки можно было усмотреть плакатность, но все же эта трагичная, страшная история выбивала слезу даже из крепких духом людей. Отчасти она была рассказана универсальным языком песен. Судьбы персонажей обозначены условно. Все это позволяло лучше понять общую суть трагедии, но в то же время делало её героев скорее символами, чем реальными людьми. Спектакль был показан в не совсем подходящей для фестиваля форме, и удостоился лишь диплома участника.

Наконец, фаворит этого года, спектакль «Билокси-блюз» (школа жизни времен Второй мировой), показанный перед закрытием фестиваля театром-студией «Зеркало» Тверского государственного университета (режиссер Алексей Великотный). От начала и до финала действия сохранялось напряжение. На примере армейской службы в рядах вооруженных сил США времен Второй мировой войны зрителям была показана история преодоления враждебной среды личностью, имеющий человеческий стержень. Попытка сломать героя не увенчалась успехом, и вслед за ним каждый персонаж пьесы сумел разбудить в себе человека. Постановка прошла на одном дыхании. Идеально были выдержаны характеры всех участников действия. Сюжет развивался динамично. Отчетливо было видно, как меняются взгляды молодых ребят, попавших в армию. Жюри отметило великолепный актерский ансамбль и каждого актера в отдельности. Алексей Назаров, удачно воплотивший на сцене образ Арнольда Эпштейна, получил награду за лучшую мужскую роль. Сама постановка завоевала звание лауреата. Коллектив был приглашен на участие во Всероссийском фестивале любительских театров.
В заключение хочется сказать, что в этом году жюри работало очень профессионально. Критика была конструктивная и доброжелательная. Подмечены важные детали, способствующие росту профессионализма актеров-любителей и режиссеров.
14.12.2014
Поделиться