Новости Осташкова

Наша культура. Что оставим потомкам?

Из размышлений
А что оставили нам наши предшественники на земле Селигерской? Чем украсили ее?
Думаю, прежде всего церквями. Их в нашем крае множество – очень уж крепкой была в русском народе православная вера. Как же храним мы это бесценное достояние?

Церкви
Вообще, как пишут историки, именно церкви, точнее монастыри, создавали, хранили и развивали нашу русскую культуру. Так, именно с иконы началась наша светская живопись. С летописей, ведущихся при монастырях, - наша гражданская литература. Монастыри стали и основой нашего зодчества. В этом плане, на мой взгляд, вершина из вершин - и наша Нилова пустынь.

Много отняли у нас годы мракобесия. Столько разрушено на нашей земле, как и по всей многострадальной Руси, прекраснейших храмов. Слава Богу, наконец-то здравый смысл восторжествовал – они снова возрождаются. И прежде всего величайшее наше творение – Нило-Столобенская пустынь. Невозможно было без радости наблюдать, как постепенно освобождалось от битого кирпича и разного мусора святое место. Как стали возрождаться сначала церкви, а затем и братские корпуса. Еще восстановительные работы продолжаются, но уже то, что сделано, приводит в восхищение. Приобретает свой прежний вид великая православная святыня, одна из самых выдающихся на Руси.

Восстанавливаются и другие наши церкви. В Николо-Рожке, Кравотыни. Построены даже новые. На склоне бывшего славянского городища в Березовом Рядке. В дальней Соснице, где стараниями умелого предпринимателя Германа Андреевича Сычева заново возрождаются и паломничество, и сама сельская жизнь. Герман Андреевич даже восстанавливает старые, построенные в чисто селигерском стиле, крестьянские дома, старается сохранить их характерную местную архитектуру.

Селигерский стиль
Удивительна эта наша местная селигерская архитектура. Еще сохранилась она в наших, расположенных по восточной части озера, деревнях, особенно на домах кирпичных. Если уж строили наши крестьяне такие дома, старались их по возможности, по своему индивидуальному вкусу, украсить резьбой, каменной своеобразной росписью, значит жилось труженикам земли в те времена весьма неплохо. А эта «индивидуальность» их исключительно разнообразна. В чем-то упрощенно-наивная. Однако этой своей упрощенной народной самобытностью и привлекающая. Это неоценимое богатство нашего края. И так приятно, что многие новые хозяева крестьянских домишек это богатство подновляют, берегут.

Хотя многое уже и утеряно.

Помню, как провез я однажды путешествующего по нашему краю известного журналиста-фотографа Василия Михайловича Пескова в нашу уникальную в этом плане деревню Заплавье. Как носился он, восхищенный, с фотокамерой по улицам деревни.
- Ничего подобного нигде в мире не видал, - сказал.
Но прошла пара десятков лет, и не узнать стало нашего удивительного Заплавья. Все застроилось, перестроилось несуразно современным. Даже общий вид деревни с озера потерял свою своеобразную красоту. И пожалуй, к великому сожалению, навсегда. Не сохранили мы в Заплавье свое самобытное лицо.
Не потерять бы нам его и на истоке Волги, так как постоянно где-то наверху, в основном в Твери, зреют планы «переоборудования» истока. То строительства по холмам гостиниц и ресторанов. То переоформления самого Истока, прежде всего часовенки над ним. Теперь уж нас, местных, и не спрашивают о целесообразности здесь разных перестроек. А напрасно. Вот что по этому поводу писал, например, известнейший исследователь деревянного зодчества русского Севера, спасавший в свое время Кижи, академик А.В. Ополовников: «Предки наши понимали истинную красоту, создавая творения по собственному образцу – без вычурности и пошлого украшательства, строго и лаконично».
Над святым Истоком, например, они просто установили незатейливый деревянный сруб. При проектировании Истока в советское время его чуть украсил, не нарушая общего образа, незатейливой резьбой наш осташ Александр Васильевич Гусев. «Где предел «вхождения» в историческую суть памятника? – спрашивал Ополовников. – Что можно в его облике изменить, что нельзя?» И тут же заявлял: «Ответ может быть только один: надо постоянно помнить, что во всем должен быть здравый смысл. А он в том, чтобы не нарушить связь времен, преемственность народных традиций, гармонию и красоту окружающей исторический памятник природы».

А как в городе?
В городе также необходимо действовать исходя из здравой целесообразности.
Но, увы, столько уже нами бездумно растерзано и порушено. И продолжает рушиться.
Особенно больно смотреть на здание бывшей почты на Ленинском проспекте. Ну буквально никаким властям, ни местным, ни областным, ни федеральным, дела нет до этого редчайшего по красоте для нашего «курортного» города здания. А сохранить его наша, я бы сказал, историческая необходимость.

Да и жизненная тоже. Чем мы можем привлечь в наш город туристов и экскурсантов, если мы ставим перед собой задачу жить туризмом, ибо считаем, что иного пути нам не дано. Прежде всего, конечно же, обликом старого города, который славился когда-то на всю Россию. Его церквами, домами, театром, бульваром, булыжными мостовыми. Бережно хранят, например, все это в Санкт-Петербурге, Ярославле, куда не иссякает постоянный туристский поток.
А что можем мы предложить в своем городе туристам?

О музее
У вас хороший краеведческий музей, - как-то ответил мне на этот вопрос один из работников культуры.

Нет спору, музей наш не плох. Особенно так называемая его дореволюционная часть.
Но советский период экспозиции весьма скудный. Далеко не отвечает взглядам на историю сегодняшнего дня. Он просто не интересен человеку мыслящему. Не хочу поставить это в упрек коллективу музея, не они, а опять же Тверь процессом создания экспозиций руководит. Однако давно их надо переработать, видоизменить. Например, как видоизменил нашу бывшую тюрьму тот же Сычев, вернув ей правду исторической действительности.

А музей наш все более хиреет. Как следует не отапливается. Осыпается со стен, даже внутри его, краска. В старом здании, на улице Володарского, фонды сыреют. Портятся картины.

Преступно хранить в таких условиях исторические экспонаты.

Но никто не изъявляет малейшего желания о них позаботиться, словно память о прошлом нам уже не нужна.

К тому же наши музеи наверняка ждет деприватизация. Потребует же в конце-концов православная церковь вернуть ей отобранные от нее в свое время ценности. И в Рогоже не бесконечно же будут терпеть церковники кощунство, когда в Божьем храме представляют диких лесных обитателей.

Что будем делать тогда? Что будет центром нашей исторической культуры?

О художественной галерее
Как бы само собой в такой центр постепенно превращается открытая несколько лет назад наша художественная галерея.

Сначала она планировалась как сугубо картинная. И это естественно. Ведь кто как ни художники принесли когда-то нашему городу наибольшую славу? Колокольниковы, Митины, Потаповы… Да целая плеяда.

К сожалению, нет их произведений в экспозиции галереи. Они в фондах краеведческого музея, в Твери, где-то еще.

А в галерее царствует двадцатый век, то есть то, что подарили в экспозицию из частных коллекций горожане – любители живописи и сами художники. Уже это само по себе говорит: как желают сохранить осташи наше наследие.

Экспозиция галереи постоянно пополняется. Уже и известные художники Твери, Москвы почитают за честь быть представленными в этой интереснейшей экспозиции. Проводят здесь постоянно свои персональные выставки, что очень для нашего художественного образования ценно.

Полны энергии работники галереи – ее директор Татьяна Евгеньевна Колпигина, хранитель фондов и автор выставочных экспозиций художник Александр Зазынов. Сейчас, к примеру, чтобы привлечь к галерее дополнительное внимание посетителей, готовят к постоянной экспозиции произведения наших фотохудожников. Давно признана в мире фотография как фотоискусство. А скоро в этом смогут убедиться и осташи.

Уже собрана богатая коллекция. Причем не только фотографий сегодняшнего дня, но и прошлого, даже частично позапрошлого веков. А это уже не только художественное творчество, но и краеведческое, что особенно ценно.

Важно только направить в эту сторону туристский поток, как это делается в прославленном городе Мышкине. Тем более, что улица Рабочая у нас все более благоустраивается. А здесь на пути гостей нашего города и Набережный сад, и бульвар, старинный кинотеатр, кафе в бывшей кузнице, наконец наша историческая гордость - кожзавод. Есть о чем рассказать экскурсоводу. Важно только такой маршрут организовать. А при хорошей организации большое будущее у нашей художественной галереи.

Кстати, планируется здесь создать и постоянный отдел народного творчества, а у нас так много мастеров на все руки. В связи со всем этим пора подумать и о расширении для галереи экспозиционных площадей.

О книгописании
Не могу не остановиться и еще на одном виде нашего осташковского творчества – книгописании, которое в последние годы весьма активизировалось. Причем моих земляков привлекает на столько художественное слово, сколько опять же исторические, краеведческие исследования, что говорит о большой любви к родному краю.

Особую активность в этом направлении развернул действующий под руководством нашего опытнейшего экскурсовода Антонины Ниловны Охоты клуб краеведов. Выпускает книгу за книгой. Так, ценнейший выпущен топонимический словарь Селигерского края (автор В.Ф. Иванов). Готовится к изданию книга о почетных гражданах Осташкова.

Прекраснейшие исторические книги о нашем городе, театре, крае оставили нам ученые Успенский, Покровский, Токмаков. Похоже, что заложенные ими традиции возрождаются. И это радует. Глубоко убежден: нет исторической памяти – нет народа. И мы просто обязаны сохранить эту память, рассказать правдиво о событиях и людях, которые жили с нами рядом.
Особенно интересны, на мой взгляд, в этом плане воспоминания бывшего школьного учителя, ветерана Великой Отечественной войны Бориса Федоровича Карпова. Как участник многих исторических событий он рассказывает о них с предельной правдивостью, не выхолащивая факты с позиций какой-либо идеологии. Такие книги особенно нужны для истории. А он их выпустил уже шесть.

Над краеведческой темой работают не только осташи, но и гости нашего края. Так, ценнейшую книгу о дворянских сословиях Селигерского края «У Старорусского большака» выпустила Таисия Кременецкая. Москвичи супруги Минаковы, проживающие летом в Свапуще, провели гигантскую научную работу по созданию энциклопедии селигерских деревень.

Все это достойно особого нашего внимания. Но, к сожалению, нигде по-настоящему наглядно не демонстрируется наша краеведческая литература. Что-то хранится в фондах музея, что-то в городском архиве, часть в центральной районной библиотеке.

А, может, все это можно объединить при той же художественной галерее? Устроить здесь постоянную книжную выставку. Чтобы люди хотя бы знали, что о нашем крае написано.
Обо всем этом пора нам задуматься.


На снимках:
наше историческое достояние: величественный архитектурный стиль Ниловой пустыни,
фрагмент рушащегося фасада здания на Ленинском проспекте,
еще сохранившаяся кое-где в городе булыжная мостовая,
декор осташковского дома
Фото Григория Власова
27.03.2008
Поделиться